Ненадлежащая реклама

Общество

Что такое реклама

Реклама – это информация, призванная вызвать интерес клиентов к товару, услуге, бренду или событию.

Информация может быть в любом виде: слоган на баннере, приглашение на распродажу в рассылке, пост в Facebook, вирусное видео. Условно говоря, рекламой считается любое сообщение с приглашением купить тот или иной товар. Это следует из ст. 3 закона.

Само по себе название магазина, схема прохода и сведения о государственной регистрации ничего не требуют от продавца покупать. Поэтому штрафы за рекламу здесь не применяются. Так пояснила Федеральная антимонопольная служба в письме № АК/92163/17 от 27.12.2017. Но важно правильно разграничивать обычную информацию без цели продажи и рекламу.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За нарушение требований к размещению рекламы налагается штраф в размере от 4 000 до 20 000 рублей для учредителей и директоров — физических лиц и от 100 000 до 500 000 рублей для организаций по ст. 14.3 КоАП РФ.

За неисполнение предписания об удалении рекламы налагается штраф в размере от 12 000 до 20 000 рублей для индивидуальных учредителей и руководителей и от 300 000 до 500 000 рублей для организаций в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

Отдельный штраф за рекламу табачных изделий составляет от 10 000 до 20 000 рублей для индивидуальных учредителей и руководителей и от 150 000 до 600 000 рублей для организаций, предусмотренных ст. 14.3.1 КоАП РФ.

Кто платит штрафы за рекламу

Рекламодатель, производитель рекламы и распространитель рекламы несут ответственность за рекламу.

Рекламодатель — заказавший рекламу для продвижения своего товара — ст. 3 закона. Предполагается, что рекламодатель несет ответственность за достоверность и позиционирование товара в рекламе. Поэтому его обычно штрафуют на сотни тысяч рублей.

Рекламодатель — доведший идею продвижения до готового вида. Как правило, это рекламные агентства. Рекламодатель — опубликовавший готовое объявление для просмотра. Это журналы, сайты, владельцы рекламных щитов. Содержание рекламы не всегда зависит от рекламодателей и веб-сайтов. Но на практике их тоже спрашивают.

Вейп-шоп разместил баннер с сообщением об акции на сайте для любителей электронных сигарет.

Магазин здесь рекламодатель, сайт рекламодатель. Они подписали соглашение о размещении рекламы.

Запрещена реклама электронных сигарет. И вейпшоп, и сайт получили предупреждения за нарушение запрета — дела №26/Р-2018 и №25/Р-2018.

Кто контролирует рекламу

Содержание рекламы контролируется Антимонопольной службой – ФАС. Чаще всего причиной проверки являются жалобы конкурентов или просто людей, которым не понравилась реклама.

Потом случаются подобные вещи. Реклама проверяется на соответствие законодательству. Иногда сервисный специалист может сам оценить содержание объявления, а иногда нужны специалисты, например, филологи.

После проверки сервис выносит решение о снятии объявления в определенный срок или немедленных штрафах в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ. Расходы на рекламу не возмещаются.

Если реклама не удалена, ФАС выносит уведомление на основании ст. 19.5 КоАП РФ.

Решения ФАС могут быть обжалованы в арбитражном суде в течение трех месяцев с момента составления текста.

Что нельзя рекламировать

Запрещается рекламировать опасные и вредные продукты. Полный список содержится в ст. 7 Закона:

  • Интимные услуги, порно, наркотики, человеческие органы, аборты.
  • Взрывчатые вещества, кроме пиротехнических.
  • Товары и услуги, требующие лицензии или сертификата, если у предпринимателя такового нет. Например, лекарства без лицензии от рекламодателя.
  • Сигареты, вейпы, кальяны, нагреватели табака, зажигалки и аксессуары к ним.
  • Курсовые работы, дипломы и научные диссертации.

Алкоголь, традиционная медицина, пищевые добавки, оружие, азартные игры и кредиты могут рекламироваться, но с ограничениями, указанными в главе 3 Закона.

Требования к рекламе: добросовестность и достоверность

Для рекламы других товаров и услуг действуют требования добросовестности и достоверности и ряд других запретов.

То, что называется недобросовестной и недостоверной рекламой, в целом описано в ст. 5 Закона. Как эти понятия работают в рекламе для несовершеннолетних, более подробно разъяснено в ст. 6 Закона.

Проблема в том, что каждый человек интерпретирует эти объяснения по-своему. Невозможно заранее сказать, увидит ли рецензент в объявлении оскорбление, недобросовестную конкуренцию или подрыв авторитета родителей.

Мы рекомендуем сосредоточиться на примерах объявлений, которые уже были оштрафованы. Полезные кейсы можно увидеть на сайте ФАС в разделах Контроль рекламы и База решений.

И мы выбрали правонарушения, которые имеют отношение к малому бизнесу.

Закон о надлежащей и ненадлежащей рекламе

Положения регламента о конкуренции и рекламе имеют много общего, ведь эти бизнес-процессы имеют общую цель: развитие рынка, объединение экономического пространства, совершенствование хозяйственной деятельности на принципах свободы. Реклама и конкуренция взаимосвязаны: первая формирует и поддерживает вторую.

Но как в отношении требований добросовестной конкуренции, так и в отношении определения надлежащей рекламы закон не дает четкого определения. Понятно, что их толкование основано на оценочном суждении о принципах порядочности и здравого смысла.

Права потребителя, как и обязанности рекламодателя, декларируются Федеральным законом «О рекламе» № 108 — ФЗ от 18 июля 1995 г. В нем приведены основные признаки рекламы, не соответствующей требованиям законодательства.

Виды и признаки ненадлежащей рекламы

Определение, которое можно дать ненадлежащей рекламе, — это вид рекламного продукта, нарушающий требования законодательства. Реклама в основном неуместна:

  • неправильно;
  • лОЖЬ;
  • скрытый;
  • запрещены (по тематике, месту или времени продвижения);
  • кроме закона.

По основным признакам, предусмотренным законодательством, ненадлежащую рекламу можно разделить на три большие группы, каждая из которых является недопустимой с точки зрения законодательства (статья 5 Федерального закона «О рекламе»).

Недостоверная реклама

Бывает, что информация в объявлении не соответствует действительности: данные искажены, изменены, приукрашены и т д. На самом деле такой рекламный продукт не следует отдавать потребителю. Узнать его можно по ряду признаков (достаточно даже одного):

  1. «Мы лучше вас». Рекламодатель несправедливо утверждает, что его товар имеет преимущества перед товарами других торговых марок или производителей.

НАПРИМЕР. Запрещено утверждать, что рекламируемый стиральный порошок стирает лучше, чем другие специфические продукты, именуемые «неразрезанными». Вы, наверное, замечали, что в телевизионной рекламе скрывается название порошка конкурента или используется фраза «другой популярный бренд».

Неточность, ложь, преуменьшение. Рекламодатель должен быть надежным по всем характеристикам объекта рекламы:

  • состав;
  • характеристики;
  • способ производства;
  • долговечность и долговечность;
  • иметь дело;
  • наличие документов, подтверждающих качество;
  • условия и способы применения;
  • продавец или производитель.

НАПРИМЕР. Рекламируя безалкогольное пиво, нельзя упустить информацию о том, что в нем действительно содержится 0,5% алкоголя.

«Нет, все кончено!» Не допускается включение в рекламу не соответствующей действительности информации о возможности покупки данного товара в представленной комплектации, в определенное время или в указанном месте, а также об объеме производства и/или реализации.

НАПРИМЕР. Чтобы обезопасить себя на этот счет, рекламодатели часто вставляют в текст слова типа «количество товара ограничено».

«Цена выросла!» Нельзя указывать в объявлении цену товара, не действующую на момент продажи, недостоверную информацию о скидке, возможность льготной покупки, оплату в рассрочку или в кредит, проведение конкурсов, лотерей, розыгрышей , и т д.

НАПРИМЕР. Когда требуется конкретная цифра, часто используется клише «рекомендуемая цена», чтобы уменьшить риск неточности».

Компания гарантирует. Все обязательства, заявленные в объявлении, должны быть правдивыми и актуальными: доставка, ремонт, замена, техническое обслуживание товара, гарантийный срок обращения и т.д. «Проверено!» Если объект рекламы прошел официальные испытания и исследования, о чем сообщается в рекламном сообщении, рекламодатель обязан подтвердить такую ​​информацию действующими протоколами.

ПРИМЕЧАНИЕ! Публичная стирка особо грязных футболок и скатертей, или мытье грязной посуды двумя видами моющих средств, что распространено в рекламе, не является исследованием.

Авторские права. Несанкционированное использование предметов с исключительной интеллектуальной собственностью не допускается. «Я этого не говорил, или я сказал то, но не так». Рекламой товаров или услуг часто занимаются общественные деятели или значимые организации, это разрешено и законно. Но высказывать мнение от их имени без их согласия или даже ведома, или искажать его, является нарушением закона.

НАПРИМЕР. Нельзя вырезать фразу, например политик из другого контекста, и включить в рекламный текст.

Цены. Если продукт рекламируется как удостоенный каких-либо призов или наград, они должны быть действительно присуждены рекламируемому объекту. Верные цифры. Недопустимо врать о величине спроса на объект рекламы.

НАПРИМЕР. Если вы слышите в объявлении утверждение типа «90% мам выбирают Хаггис», посмотрите внимательно, что-то подобное (из 10 опрошенных) скорее всего будет написано мелким шрифтом, иначе объявление может быть признано недостоверным.

Вариантом недостоверной рекламы может быть заведомо ложная – заведомо вводящая потребителя в заблуждение.

Признаки неэтичной рекламы

Неэтичная реклама – вид ненадлежащей рекламы, оскорбляющей чувства части целевой группы, содержащей информацию, противоречащую общепринятым нормам морали (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). К признакам неэтичной рекламы относятся содержащиеся в ней оскорбления в виде слов, изображений, сравнений по поводу:

  • раса, национальность;
  • пол, возраст, здоровье;
  • положение в обществе;
  • профессии;
  • религия;
  • политические взгляды;
  • философские убеждения.

Также реклама будет признана неэтичной, в чем-то порочащей:

  • объекты культурного наследия (отечественные и мировые);
  • государственные символы, валюта;
  • религиозные атрибуты, символы и изображения.

Критерий этики носит оценочный характер, то есть зависит от субъекта: то, что приемлемо для одного, может быть оскорблением для другого, поэтому оценивается отдельно в каждом спорном случае.

НАПРИМЕР. Компания «Ливиз», производящая алкогольную продукцию, изготовила рекламный плакат со слоганом: «Земля русская стояла и будет стоять на ней». На афише был изображен Санкт-Петербург на заднем плане, над которым возвышались три бутылки водки, а рядом стояли люди в очках. Плакат был признан неэтичным.

Недобросовестная реклама

Это считается рекламой продукции, дискредитирующей партнеров, конкурентов, граждан, не пользующихся рекламируемой продукцией, злоупотребляющих доверием или неосведомленностью. Признаки недобросовестной рекламы указаны в ст. 5 ФЗ «О рекламе».

  1. Некорректное сравнение рекламного образца с продукцией конкурентов или только с аналогичной продукцией, даже без указания названия торговой марки или производителя.

НАПРИМЕР. Рекламу автомобиля с надписью «На голову выше» признали недобросовестной, при этом машина взлетела над другими выстроившимися машинами.

для порочащих честь и достоинство или деловую репутацию конкурента сведений.

Трудно доказать нечестность, если такие сравнения представлены в завуалированной, но узнаваемой форме, в виде пародии. НАПРИМЕР. На видео пельмейщика хозяйка прогнала кота, утащившего пельмень, со словами «Дашка, бред!» — это был намек на конкурента, бренд пельменей «Дарья». Признать рекламу недобросовестной, несмотря на открытость намека, не удалось, так как в ней отсутствуют формальные оскорбления и ссылки на деловую репутацию Дарьи.

Это реклама продукта, который запрещен к продаже в это время, в этом месте и таким образом.

НАПРИМЕР. Реклама разнообразных товаров для неподходящей аудитории, когда мультфильм для детей прерывается рекламой эротического издания.

Используются слоган, торговая марка, название, аналогичные другим зарегистрированным авторским правам.

Ответственность за ненадлежащее рекламирование

Рекламодатель будет нести ответственность за нарушения, если не удалось доказать отсутствие его вины. Его полномочия распространяются на:

  • декор;
  • содержание;
  • рекламная подготовка.

Законность рекламы, в том числе «правильного» содержания и оформления, контролируется антимонопольными органами. Ответственность может быть 3 видов:

  • административный — штраф в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ.
  • уголовные (ст. 182 УК РФ — за заведомо ложную рекламу из корыстных побуждений, причинившую значительный ущерб).
  • гражданско-правовые (лица, пострадавшие от ненадлежащей рекламы, имеют право предъявить иск о возмещении упущенной выгоды, морального вреда).

Следствием ненадлежащей рекламы может быть не только предписание о ее удалении, но и требование о выпуске за счет нарушителя встречной рекламы, призванной устранить последствия ущерба, причиненного ненадлежащим рекламным продуктом.

Читайте также: Закон о тишине в Саратовской области 2023–2024: режим, до скольки можно шуметь, сверлить, делать ремонт, официальный текст в выходные

Оцените статью
Блог по стандартам и нормам
Adblock
detector