Какими должны быть современные остановки общественного транспорта: стандарты в России и за рубежом

Строительство

По данным Росстата, 42% жителей России постоянно пользуются общественным транспортом и вынуждены проводить часть жизни в ожидании на остановке. Но в большинстве случаев качество этих остановок — настоящая боль для людей. Почему так происходит? Изучили, какими документами регулируется создание автобусных остановок в России и собрали несколько зарубежных примеров, как делают остановки «у них». Будет интересно.

Какими документами регулируются требования к остановкам общественного транспорта в России Требования к остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах содержит отраслевой стандарт ОСТ 218.1.002–2003. Он регламентирует правила их размещения и перечень оборудования. При этом документ носит исключительно рекомендательный характер, поэтому реальные остановки часто делаются без оглядки на него. Во многом беда именно в необязательности соблюдения правил. Посмотрим, какие требования здесь содержатся.

Содержание
  1. Общие характеристики
  2. Законодательство о строительстве
  3. Требования для пунктов на дорогах категории I а
  4. Основные понятия
  5. Кооперативы и садовые товарищества
  6. Многоэтажки и жилые дома
  7. Многоэтажные дома
  8. Частные дома соседей
  9. Хозпостройки и забор
  10. Гараж
  11. Баня и сарай
  12. Правила для участков на автодорогах категории I б – III
  13. Классификация
  14. Дистанция между остановочными пунктами на дорогах
  15. Прочие нормативы по расположению остановок
  16. Расстояние до пешеходного перехода
  17. Павильоны для ожидания
  18. Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу
  19. Нормы для троллейбусов и трамваев
  20. Станции метро
  21. Станции электричек
  22. Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу
  23. Обустройство и дизайн остановочного пункта
  24. Высота тротуара
  25. Благоустройство
  26. Интерактивные табло
  27. Дизайн
  28. Ключевые элементы
  29. Какими документами регулируются требования к остановкам общественного транспорта в России
  30. Автопавильон
  31. Скамья и урна
  32. Освещение
  33. В чем проблемы создания автобусных остановок в России
  34. Нечеткие формулировки в стандартах
  35. Несоблюдение существующих стандартов
  36. Некорректный выбор материалов и конструктивных решений
  37. Какими должны быть хорошие остановки: фото, обзор

Общие характеристики

В простейшем случае ближайшая остановка общественного транспорта обозначена соответствующим знаком. Например, для автобусных точек — это зн. 5.16. Как правило, остановки общественного транспорта в городе оборудованы навесом от дождя. Почти всегда в павильоне есть таблички с расписанием. В некоторых случаях точки продажи билетов оборудованы по бокам. В крупных мегаполисах на автобусных остановках размещают наружную рекламу. В пределах зоны, связанной с участком, размещают разметку, запрещающую парковку автомобилистов.

остановка общественного транспорта

Законодательство о строительстве

Пока что любой, кто хочет построить здание на своем участке, должен руководствоваться СП (регламентом). Чтобы понять, на каком расстоянии можно строить дома, следует ознакомиться с СП 4.13130.2013. Он устанавливает стандарты пожарной безопасности зданий. Если зона, где построен дом, относится к природоохранной, необходимо учитывать местные ГПЗУ и ПЗЗ.

требования к жилым домам

Требования для пунктов на дорогах категории I а

Коллективная автобусная остановка должна быть расположена вне метро. Допускается устраивать как отдельные, так и совмещенные въезды и выезды на главную дорогу. При их оборудовании необходимо руководствоваться строительными нормами, приведенными для перекрестков и перекрестков. Остановки должны быть расположены на расстоянии не менее 3 км. На пересечениях автомобильных дорог разного уровня для обеспечения удобства пересадок и безопасности места посадки/высадки пассажиров расположены в секторе, расположенном рядом с пешеходными дорожками.

Основные понятия

Когда речь заходит о стандартах, следует помнить две основные концепции:

  • Красная линия — это граница, отделяющая частную землю от муниципальной. Указанная линия является границей выделения, в реальности ее не видно, но по документам она имеет четкие очертания. Любые сооружения, возводимые на частной земле, должны быть построены в пределах указанных границ. Нарушив это правило, вы рискуете потерять здание целиком или поднять его над коммуникациями. Проверить, где именно проходит красная линия, можно на официальном сайте Росреестра;
  • Граница участка – это линия, которая также невидима глазу, но разделяет два соседних участка. Эта строка отражается в паспорте, который ставится. При строительстве жилья необходимо соблюдать определенный стандарт: от красной линии должно отступать не менее 5 метров, а до дороги – не менее 3 метров. Действующее здание нельзя строить ближе, чем в 4 метрах от соседского участка. Соседский забор нельзя ставить ближе 3 метров к дому. Отдельные нормативы для строительства бани или гаража – от забора нужно отступить на 1 метр между соседними участками. Даже для насаждений есть четкие показатели площади расположения: кусты не могут быть ближе 1 метра от забора, деревья от 2 до 4 метров от забора (в зависимости от высоты).

Кооперативы и садовые товарищества

Если участок находится в ведении кооператива, для строительства на нем жилых домов применяется СНиП 30-02-97. Вы можете разместить свою недвижимость не ближе 15 метров от леса. Расстояние между забором и домом не может быть меньше трех метров. Стандарты существуют даже для высоты забора – не выше полутора метров и исключительно с решеткой или сеткой.

При строительстве сооружений следует помнить о преимущественном проезде. Если соседний участок еще пуст, а собственник уже начал строительство на своем участке, недвижимость будет в соответствии с правилами. Так что достаточно отступить от границы участка всего на один метр и можно начинать строительство. Если сосед успел построить дом раньше и не соблюдал правило 3-х метров, то надо строить на расстоянии 6 метров от его окон. В случае несоблюдения этого стандарта муниципальные власти не разрешат зарегистрировать проект. Свидетельства о праве собственности на такое сооружение тоже нет.

летние корпоративы

Многоэтажки и жилые дома

Многоэтажное строительство развивается серьезными темпами. Небоскребы часто строят рядом с частными домами. Чтобы не нарушать права граждан, желающих проживать в частном секторе, действует СП 42.13330.2011. В указанном нормативном акте указано, что минимальный интервал между жилыми домами на близлежащих территориях должен быть следующим:

  • до пятиэтажки – не менее 25 метров;
  • до четырехэтажного дома – не менее 20 метров;
  • до двух-трехэтажных зданий — не менее 15 метров.

Многоэтажные дома

Даже для строительства высотных зданий разработаны отдельные стандарты. Это необходимо для осуществления своевременного и полного утепления. Жители первого этажа могут страдать от недостатка солнечного света, когда стройка находится слишком близко. Другая причина — попытка защитить соседние постройки от взрывов или механических повреждений. В случае техногенной катастрофы или аварии у жителей соседних домов больше шансов остаться невредимыми, так как они находятся на удалении от эпицентра события. Минимальное расстояние между небоскребами – 55 метров. Кроме того, увеличивать расстояние между такими домами придется в следующих случаях:

  • потолки более 2,8 метра;
  • участок застройки находится в зоне повышенной сейсмической активности;
  • дом считается пожароопасным.

категории огнестойкости

Частные дома соседей

Дома, расположенные по соседству, не могут быть ближе 7 метров друг к другу. Отдельно стоящие здания, не имеющие окон на противоположных стенах, можно строить на расстоянии четырех метров друг от друга. Расстояние до дома соседа следует измерять от подвала или стены дома. При наличии дополнительных навесов или уступов свыше 50 см измерение проводят с этих точек или с помощью проекции на местности.

Хозпостройки и забор

Здания, используемые в качестве санитарно-бытовых помещений, должны находиться на расстоянии не менее 4 метров от забора. При этом уличные туалеты не могут быть ближе 12 метров к жилому дому. При этом жилой дом нельзя строить ближе трех метров к забору. Животноводство или скворечники нельзя располагать рядом с забором. Их следует носить на расстоянии не ближе 4 метров.

потребность в заборе

Гараж

Гараж бывает двух видов: расположенный отдельно или встроенный. Если размещать его как отдельное здание, необходимо отступить на 5 метров от жилища. От забора, разделяющего два соседних участка, придется отступить один метр. Это правило работает из-за необходимости следить за тем, чтобы осадки от их строений поступали на их собственный участок.

Баня и сарай

Между отдельно стоящим жилым домом и баней должно быть не менее 8 метров. От забора обозначенное здание не должно быть ближе одного метра. Птичники или хозяйственные помещения, предназначенные для содержания скота, не должны располагаться ближе 12 метров от жилых домов. Такой принцип застройки обусловлен необходимостью ограждения жильцов от возможного шума или неприятных запахов от содержащихся животных. Если сарай или летняя кухня непосредственно примыкают к дому, они должны иметь отдельный вход. Между указанным входом и входом в жилой дом должно быть не менее 7 метров.

Правила для участков на автодорогах категории I б – III

Коллективная автобусная остановка должна быть на прямой линии. Допускается установка точки на криволинейном участке радиусом не менее 1 тыс м для дорог I б — II кат., 600 м — III и 400 — IV кат. Продольный уклон в месте остановки не должен быть более 40 %. В зоне посадки/высадки пассажиров необходимо предусмотреть зону видимости для парковки автомобилей. Остановки сдвинуты вдоль дороги не менее чем на 30 м между ближайшими перегородками павильона. На развязках и развязках точки взлета/посадки размещаются на расстоянии, равном или превышающем расстояние, предусмотренное для обеспечения видимости автостоянки.

Разрешается останавливаться транспортным средствам, движущимся во встречном направлении, до или после перехода/перекрестка. При этом они смещаются во время движения не менее чем на 30 м между соседними стенами павильонов. В основном остановки делаются каждые 3 км. В густонаселенных районах или на курортах расстояние между точками сокращается до 400 м.

это остановка общественного транспорта

Классификация

Остановки общественного транспорта могут быть:

  1. Твердый. Прибытие транспортного средства осуществляется по расписанию, как правило, через определенные промежутки времени.
  2. По требованию. Транспортное средство останавливается по требованию пассажира. Гражданин, которому необходимо выйти, может нажать на специальную кнопку или произнести вслух свое желание. Человек, ожидающий прибытия транспорта на остановке, поднимает руку и сигнализирует, что он должен сесть в транспортное средство.

Остановки до востребования обычно не отмечены специальными знаками. Однако в некоторых регионах такие точки отличаются от обычных. Например, в Москве название остановки по запросу подчеркивается или рядом с названием есть соответствующее указание. Проезд из такой точки может быть установлен вне установленного тарифа.

ближайшая остановка общественного транспорта

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от упора до упора устанавливается ОСТ 218.1.002-2003, нормами СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Нормы, установленные ОСТ между автобусными остановками для дорог разных категорий, приведены в таблице ниже.

Категория Минимальное расстояние (м) Максимальное расстояние (м) Радиус кривой (м)
1–3 3000 (в густонаселенных районах — 1500) 5000 1–2: 1000
3:600
4–5 Не ограничен 600 400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения по размещению автобусных остановок в городах и поселках. Эти ограничения мы рассмотрим в соответствующей части статьи.

Прочие нормативы по расположению остановок

Остановочные пункты располагаются на участке с уклоном не более 20 % по горизонтали и 40 % по вертикали. Нельзя размещать павильоны:

  • в местах с плохой видимостью дороги;
  • на участках с аварийностью до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • в низинах: возможно подтопление территории, образование сугробов.

В городе
Работа общественного транспорта

Остановка не должна быть ближе 250 метров от железнодорожного переезда. Допускается совмещение зон ожидания и парковки автомобилей, автобусных стоянок. Парковка находится за павильоном.

Расстояние до пешеходного перехода

На путях категории 1 можно строить только надземные или подземные переходы. На пути от павильона до перекрестка необходимо установить ограждение на границе проезжей части. Длина забора на остановке: не менее 100 м.

Вы также должны учитывать:

  1. Расстояние от остановочного пункта до перекрестка: не более 500 м.
  2. В районах с индивидуальной жилой застройкой крупных городов: до 600 м.
  3. В зонах индивидуальной жилой застройки средних и малых населенных пунктов: до 800 м.
  4. В регионах с неблагоприятными климатическими условиями: не более 400 м.

Типовой эскиз
Эскиз

Переходы «зебра» разрешены на дорогах категорий 2-5. На пешеходных переходах на дорогах 2–4 классов устанавливается светофор. Ширина тротуара на переходе: не менее 150 см. Трассу перед переходом можно огородить или оставить без ограждения.

Павильоны для ожидания

Наличие или отсутствие закрытых комплексов обусловлено следующими факторами:

  1. На трассах групп 1–2 необходимо установить павильоны, чтобы водители могли видеть их издалека на скорости.
  2. На дорогах 3 группы нельзя ставить павильоны, где происходит только посадка.
  3. На дорогах 4 группы можно поставить павильон на несколько остановок, расположенных рядом друг с другом.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах категорий 1–3 остановки встречного направления располагаются прямо друг напротив друга. Две остановки разделены пешеходным переходом. Смещений между стопами нет. Такое решение практично как для пассажиров, так и для водителей автомобилей, движущихся по трассе.

Парковка в городе
Не далеко от дороги

В городах остановки в противоположных направлениях разрешается ставить только со смещением. Расстояние между местами ожидания на противоположных сторонах дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса прибывают одновременно, они не создают пробок и не загораживают обзор пешеходам и водителям. Это расстояние между станциями должно соблюдаться строго по регламенту.

В черте города автобусные остановки должны располагаться на расстоянии от:

  1. Въезд на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайший пешеходный переход через дорогу: до 500 м.
  3. Объекты массового посещения (торговые центры, кинотеатры, музеи и др.): до 250 м.
  4. Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и т д.): до 500 м.
  5. Поликлиники, больницы и другие медицинские учреждения: до 150 м.
  6. Въезд на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Проходные в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах — не более 800 м).
  8. Главный вход в парк, зону общественного отдыха или спорта: не более 800 м.

Исключения делаются из общих правил для автобусов, курсирующих по экспресс-маршрутам. Они могут останавливаться с интервалом 800–1200 м.

Нормы для троллейбусов и трамваев

Проектирование трамвайных и троллейбусных линий регламентируется СНиП 2.05.09-90. Согласно этому документу расстояние между двумя остановочными пунктами не регламентируется.

Остановка в деревне
Зона ожидания в деревне

На практике для трамваев и троллейбусов используются нормы, разработанные для автобусов: 400–600 м.

На маршрутах скоростных трамваев и автобусов-экспрессов интервал увеличивается до 800-1200 м.

Остановка троллейбуса в городе может располагаться рядом с автобусной остановкой. Это практичное решение для организации пересадки. Среднее расстояние между 2 остановками на одном маршруте (статистика по Москве):

  • в центре города: до 250 м;
  • в густозастроенных жилых массивах: 250–350 м;
  • на периферии, в промзоне: 350–500 м над уровнем моря.

Остановка городского трамвая должна располагаться посередине проезжей части. Установка павильона посреди проезжей части не допускается. Посередине дороги могут быть островки для пассажиров, ожидающих транспорта. Крытый павильон вокзала находится только на тротуаре.

Трамвайная остановка
Трамвайная остановка

Станции метро

Ответ на вопрос, какое минимальное расстояние между станциями метро, ​​регламентируется СНиП. По стандартам длина линии должна быть от 1000 до 2000 метров. Но в областях исторического развития это правило может быть нарушено.

В Москве минимальное расстояние между станциями метро составляет 496,8 метра, а максимальное — 3,413 метра. Эти статистические данные не учитывают станции, объединенные в качестве передач.

Расположение станций метро выбрано с учетом развития города, интенсивности пассажиропотока и структуры страны.

Станции электричек

На железной дороге в черте города расстояние между двумя станциями должно быть 1500–2000 м. Расстояние от перрона до остановки общественного транспорта не должно превышать 150 м.

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Принятые в России стандарты едины для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для установки автобусных остановок выбирает местная администрация.

Стекло и металл
Альтернатива стеклу и металлу

При этом необходимо соблюдать норму: расстояние в городе между остановками общественного транспорта должно быть 400–600 метров. Это требование ГОСТ и СНиП (СП). Этот стандарт распространяется на трамваи, троллейбусы и автобусные остановки в городе.

Расположение остановок в других странах регулируется местным законодательством. Расстояние между зонами ожидания общественного транспорта в западных странах регулируется другими стандартами. Они могут различаться как для автобусных остановок, так и, например, для трамвайных остановок.

В странах СНГ существуют аналогичные стандарты, разработанные советскими конструкторами. Например, в Астане средняя дистанция составляет 350–500 метров. Значение соответствует российскому стандарту, прописанному в ОСТ и СНиП.

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает в себя следующие элементы:

  • зоны разгона и торможения автомобиля;
  • карман для припаркованных автомобилей;
  • зона ожидания или крытая беседка;
  • прилегающая часть тротуара;
  • мусорное ведро или контейнер для отходов;
  • пешеходные переходы со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные фонари);
  • система отвода дождевой воды;
  • информационные стенды или указатели с маршрутами транспорта.

Пробная остановка
Стандартный вариант

Ширина кармана для въезда автобуса или троллейбуса равна ширине остальных полос движения. Длина зоны ожидания зависит от количества транспортных средств, которые могут остановиться одновременно. Если маршрут останавливается: 10 метров, две — 25 метров, три и более — 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания над уровнем дороги: не менее 20 см. Проезжая часть должна быть отделена от зоны ожидания бордюром. Нельзя размещать павильон ближе 3 метров к дороге.

Благоустройство

Общественный туалет не должен быть ближе 15 метров к павильону. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и 100 метров проезжей части в обе стороны. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к площадке: 75 см.

Пешеходный переход
Устройство пешеходных переходов для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. Табло показывает, сколько времени осталось до прибытия на нужный маршрут. Значение сбрасывается при выезде городского транспорта с остановки.

Дизайн

Троллейбусная остановка в деревне устроена так же, как и автобусная. Он должен быть оборудован павильоном со скамейкой и урной, информационной табличкой или интерактивным табло.

Конструкция остановок не ограничена нормативными документами.

Ключевые элементы

Территория, в пределах которой расположена остановка общественного транспорта, включает в себя:

  1. Зоны входа, ожидания и посадки.
  2. Пересечение дорог.
  3. Павильон.
  4. Скамейки.
  5. Мусорные баки.
  6. Технические средства организации дорожного движения.
  7. Осветительные приборы.
  8. Тропинки, тротуары.

На дорогах I-III кошачьи туалеты также имеются на участках.

Какими документами регулируются требования к остановкам общественного транспорта в России

Требования к остановкам общественного транспорта на дороге заложены в отраслевом стандарте ОСТ 218.1.002–2003. Он регламентирует правила их расположения и перечень оборудования. При этом документ носит чисто рекомендательный характер, поэтому настоящие стопы часто делаются без оглядки на него. Во многом проблема заключается именно в необязательном соблюдении правил.

Давайте посмотрим, какие здесь требования.

Автопавильон

Наличие любой конструкции, даже примитивного навеса, необходимо для защиты пассажиров от неблагоприятных факторов внешней среды – прямых солнечных лучей, дождя, снега. ОСТ 218.1.002–2003 описывает автомобильные павильоны двух типов:

  • открытые – в виде навеса, со стенами, не доходящими до потолка, имеющие не более двух стен;
  • закрытая – не менее трех стен доходят до потолка.

Выбор конкретной конструкции упора должен зависеть от климатических условий региона.

Есть требования к размерам автомобильного павильона. Площадь определяется из расчета 1 кв м на 4 зала ожидания с учетом общего количества людей, собирающихся на остановке в час пик.

Скамья и урна

Стандарт предписывает устанавливать скамейки на автобусной остановке, но размер не регламентируется. Та же проблема с урной. В стандарте указано, что он должен монтироваться снаружи у боковой стены павильона автомобиля. Но его размеры стандартом не определены. Формально можно поставить крохотную урну размером с пятилитровую бутылку, и она будет соответствовать стандарту. При этом мусорное ведро всегда будет полным, а остановка будет завалена мусором.

Освещение

ОСТ регламентирует наличие освещения только для остановок на дорогах I–III категорий. В основном это скоростные магистрали, федеральные и региональные дороги между городами. В городе специального стоп-сигнала не требуется.

Варианты остановок с подсветкой, которые можно увидеть в Челябинске и Крыму

Этим документ, конечно, не ограничивается, но мы перечислили все основные требования, которые предъявляются к пассажирам.

В чем проблемы создания автобусных остановок в России

Недостатки российских автобусных остановок можно разделить на 3 группы:

  • необязательные стандарты и нечеткие формулировки требований к остановке;
  • несоблюдение требований, содержащихся в стандартах;
  • использование некачественных материалов.

Нечеткие формулировки в стандартах

По стандарту основной функцией остановки является защита пассажиров, ожидающих прибытия транспорта, от воздействия неблагоприятных природно-климатических факторов. Но, к сожалению, эта формулировка абстрактна. Как обеспечить комфорт пассажиров, не уточняется.

В южных регионах, например, массово устанавливают автомобильные павильоны со стеклянными стенами и крышами. Причем устанавливаются они не в тени, а по необходимости. Соответствуют ли они стандарту? Формально говоря, да. Защищают ли они от палящего солнца в сорокаградусную жару? Я так думаю.

В регионах с холодным климатом ситуация иная. Зимой приходится ждать автобус в 30-40 градусный мороз. Часто время ожидания затягивается на полчаса. Может ли открытый упор без обогревателя защитить от холода? Конечно, нет.

Совершенно очевидно, что стандарты должны носить обязательный характер, а с учетом огромной территории Российской Федерации их следует разрабатывать в зависимости от климатических условий конкретного региона. На севере — свои, на юге — свои.

Несоблюдение существующих стандартов

Зачастую одни и те же автомобильные павильоны устанавливаются городскими властями во всех районах города – в центре и на окраинах. Это практично и экономично. Впрочем, какой-либо расчет площади 1 кв м на 4 пассажиров в час-пик значения не имеет. Как следствие, большинство людей на популярных станциях вынуждены ждать транспорт под открытым небом.

Некорректный выбор материалов и конструктивных решений

Автомобильные павильоны должны быть надежно защищены от воздействия стихии или повреждений от вандалов, иначе регион попадет в федеральные новости из-за того, что остановки падают на людей, как это недавно произошло в Перми.

К счастью, такие случаи редки, так как стопоры чаще всего создаются с использованием прочного металлического каркаса из профильных труб разного сечения. Но это не всегда так.

Какими должны быть хорошие остановки: фото, обзор

Во-первых, для остановки нужен достаточно большой навес, чтобы под ним можно было укрыться от проливного дождя, метели или солнечных лучей.

В экстремальных климатических условиях требуется всесторонняя защита от негативных природных факторов. Поэтому остановки полностью закрыты в развитых странах с жарким климатом или наоборот с очень холодным климатом.

В некоторых теплых странах, например в ОАЭ или Саудовской Аравии, остановки оборудованы кондиционерами, стульями из металлопрофиля, светильниками — вечером и ночью можно спокойно и комфортно читать книгу, листать соцсети.

К счастью, некоторым регионам России тоже есть чем похвастаться — примеры открытых остановок с ИК-обогревателями в Кемерово аккумулятором, скамейкой с подогревом и сенсорным экраном, уведомляющим о прибытии транспорта. В Челябинске появилась «умная» остановка с солнечным аккумулятор, подогрев скамейки и сенсорный экран, оповещающий о прибытии автобуса.

Читайте также: На каком расстоянии от забора можно сажать деревья, кустарники по закону, норма снип

Оцените статью
Блог по стандартам и нормам
Adblock
detector