- Нужен – сделаем!
- РАМА
- До чего дошёл прогресс!
- Разумеется, есть и стояночный тормоз. Он обычный, дисковый.
- БЕЛАЗ штатно комплектуется противооткатными упорами, которые крепятся перед передними колёсами.
- ГИДРАВЛИКА
- В базовой комплектации есть и предпусковые подогреватели, которых тоже два – по числу дизелей.
- Сколько стоит БелАЗ
- Снизу видна и часть противопожарной защиты.
- СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
- В первую очередь она реагирует на повышение температуры в моторных отсеках, но датчики также стоят и внутри колёс, рядом с тяговыми электродвигателями.
- На БЕЛАЗе установлены два топливных бака по 2 500 литров каждый. Удельный расход топлива – 198 г/кВт*ч.
- Один из интереснейших механизмов – это, пожалуй, ходовая часть самосвала. Строго говоря, она тут зависимая пневмогидравлическая со встроенным гидравлическим амортизатором.
- Особенности эксплуатации самого большого БелАЗа
- Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости самосвал почти не кренится под нагрузкой, сохраняя высокую плавность хода. Внутри гигантских амортизаторов, которые видны на фотографиях, азот и масло.
- Теперь поднимемся на палубу – именно так называют площадку на «втором этаже» рядом с кабиной водителя (водителя, кстати, тут называют оператором, хотя сути дела это не меняет).
- Сборка
- Поворачиваем… мостами
- Всё выше и выше и выше!..
- ВЫГОДНО
- БелАЗ‑75710 — самый большой грузовик планеты и флагман мировой карьерной флотилии, уже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Представили великана год назад, затем его испытывали, а в августе нынешнего года он стал возить уголь в Кузбассе — в гигантском карьере «Черниговец».
- Странно, но именно тут, на ступеньках, размеры ощущаются больше всего. На площадке идём вдоль восьми круглых элементов, которые ошибочно издали можно принять за закрытые какими-то заглушками фары.
- На самом деле, это воздушные фильтры.
- Максимальная скорость и расход горючего
- Металлический шкаф, как ни странно, так шкафом и называется – силовым шкафом управления. Тут спрятан «мозг» электрики, самой главной её части – электромеханической трансмиссии.
- Сколько весит БелАЗ
- Слева от шкафа – уже упомянутая система принудительного воздушного охлаждения тормозных резисторов.
- Технические характеристики
- Рама
- Двигатель и трансмиссия
- Тормозная система
- Ходовая часть и рулевое управление карьерной машины
- Гидравлическая часть карьерного самосвала
- Расход топлива
- Системы безопасности
- Устройство кабины
- Разгон и ресурс
- Прямо за кабиной расположились части объединённой гидравлической системы (рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма).
- Дверцы открываются против хода движения. В этом есть определённый смысл: так удобнее садиться на место водителя, да и пассажира тоже.
- ИТАК, РАССМАТРИВАЕМ ПАНЕЛЬ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ.
- Рулевое колесо обычное, да и подрулевые переключатели точно такие же, как на тысячах других машин, даже обидно. Но, конечно, удобно: чем интуитивно понятнее управление, тем лучше.
- БЕЗОПАСНОСТЬ
Нужен – сделаем!
Когда видишь БЕЛАЗ-75710, сразу возникает вопрос: почему? Зачем вам такой большой самосвал, у которого явно не хватит даже футбольного поля, чтобы развернуться? Может, проще перевезти грузы на двух грузовиках поменьше (например, на БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 200-220 тонн) вместо монстра, способного одновременно нести 450 тонн? Нет, такой самосвал не мог выглядеть так, его создатели не страдают гигантоманией, но хотят удовлетворить запросы покупателей. И если кто-то из заказчиков компании хотел получить такую машину для карьера в Кемеровской области, то ее нужно было построить. В 2013 году родился первый БЕЛАЗ-75710.
О том, как делают такие БЕЛАЗы, мы расскажем позже; этот процесс почти так же интересен, как и готовый продукт. А пока цифрами немного удивим. Итак, включите свое воображение.
Высота БЕЛАЗ-75710 составляет 8,17 метра (это больше, чем высота второго этажа типового дома), ширина — 9,75 метра (у лунохода ЛиАЗ-677 всего 78 сантиметров), длина — 20,6 метра метров (их почти два 677). Грузоподъемность, как я уже сказал, составляет 450 тонн, но в 2014 году при испытаниях этот самосвал перевез чуть более пятисот тонн груза. Снаряженная масса автомобиля тоже впечатляет — 360 тонн, соответственно полная масса может достигать 810 тонн.
Несмотря на колоссальные размеры, язык не решается назвать эту громадину корявой: радиус поворота составляет всего 45 метров. Максимальный крутящий момент — 9313 Нм. Но дизели MTU здесь нужны не для вращения вала шестерен, а для выработки электроэнергии: у БЕЛАЗа коробки передач нет вообще, а самосвал приводится в движение тяговыми электродвигателями. Так что самый большой самосвал в мире — это гибрид. Спокойно идем под машину и смотрим, как она работает.
Шкаф управления электрической передачей Шкаф управления электрической передачей
РАМА
При выборе схемы управления мы приняли шасси, которое не имеет ничего общего с традиционной «лестницей» обычных грузовиков: оно имеет совершенно другую форму для карьерных рабочих. Но у 450-тонного гиганта шасси уникальное и даже не напоминает конструкцию других тяжеловесов.
В раму нужно было вписать два шарнирных элемента, на которых вращаются гигантские мосты. Умело и изящно организовано. И тогда нужно было совершить небольшое технологическое чудо.
Для цапфы требуется подшипник диаметром 2,75 м! Такие подшипники производят всего четыре компании в мире. Белорусы вели переговоры с двумя лидерами: французским Rollix и немецкой IMO. В результате ИМО выиграла битву за престижный орден.
А как сделать сечение каркаса? Оптимальной была признана так называемая кессонная секция, применяемая в судостроении. Это то, что может обеспечить необходимый ресурс при минимально возможной металлоемкости. Но и здесь металл необычный! Это особо прочная шведская сталь Weldox 800 (Велдокс 800). Материал настолько твердый, что не все обрабатывающие станки его принимают. Поэтому в Швеции заказывали не только металлические листы, но уже вырезанные по чертежам Белазова. Кроме того, эти заготовки нужно было сварить, развернуть гигантские корпуса подшипников и просверлить отверстия под крепеж.
Для сборки гигантского каркаса требовалось еще более крупное оборудование. На самом БелАЗе таких габаритов не обнаружено. На помощь БелАЗу пришел Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революции (МЗОР). На нем каркас сверхгиганта приобрел нужную форму. Затем ее перевезли в Жодино.
До чего дошёл прогресс!
На самом деле, находиться рядом с БЕЛАЗом не очень комфортно, чувствуешь себя Гулливером в стране гигантов. Человек, даже не самый маленький, кажется хрупким и как-то очень ненадежным по сравнению с карьерным гигантом. Но застенчивость — в сторону, и давайте посмотрим на машину снизу.
Здесь никто не боролся за миллиметры пространства в моторном отсеке. Поперечно расположены два огромных дизеля Detroit Diesel 16V4000 MTU. Мощность каждого составляет 1715 кВт, что вместе с тем составляет почти 2332 л.с. (или всего 4664). Казалось бы: прокатись и не знаешь боли, но нет, этого мало. Эти два двигателя рабочим объемом 65 литров каждый необходимы для привода генераторов, вырабатывающих ток для тяговых двигателей. Помимо генераторов, дизели приводят в действие гидравлические системы.
Каждый дизельный двигатель работает в паре с собственным генератором, и все системы, обеспечивающие работу двигателей, независимы для каждого агрегата. Иногда можно услышать, что, мол, без нагрузки этот БЕЛАЗ работает только с одним двигателем для экономии топлива, а второй дизель работает только при необходимости. Это неправда. Теоретически такая схема возможна, но на заводе она еще не реализована. Прощаюсь, потому что в планах она еще есть.
Генераторы вырабатывают переменный ток для четырех электродвигателей, установленных внутри ступиц колес. Группа из двух генераторов и четырех двигателей называется тяговым агрегатом, но производитель не БЕЛАЗ, а Siemens (соответствующая марка — Siemens MMT500). Каждый из электродвигателей имеет мощность 1200 кВт (1630 л.с.), поэтому общая мощность на колесах достигает 6520 л.с. Это так здорово, что мне не нужно платить налоги за машину с таким двигателем!
Эта трансмиссия называется электромеханической. Помимо всего вышеперечисленного, он включает шкаф управления мощностью (мы увидим его на палубе) и тормозную систему УВТР. Кстати, о тормозах стоит сказать отдельно.
Тормоза всех колес двухдисковые с гидравлическим приводом. Но только с такими тормозами заряженный автомобиль весом более восьмисот тонн не удержать, поэтому у БЕЛАЗа другая тормозная система — электродинамическая. Здесь исполнительный механизм — это тот же электродвигатель, что и колесо. При работе данной тормозной системы выделяется огромное количество тепла, которое необходимо как-то отводить, поэтому в конструкции предусмотрено принудительное воздушное охлаждение тормозных резисторов.
Разумеется, есть и стояночный тормоз. Он обычный, дисковый.
Как я уже сказал, электромеханическая трансмиссия для БЕЛАЗ-75710 производится компанией Siemens. Но сейчас ведутся переговоры с российским ООО «Силовые машины», поэтому вполне вероятно, что в будущем трансмиссия будет поступать из Санкт-Петербурга, как на автомобили грузоподъемностью 90–220 тонн. Но вернемся к осмотру.
БЕЛАЗ штатно комплектуется противооткатными упорами, которые крепятся перед передними колёсами.
Поворотные оси — уникальная схема управления. Несмотря на большой размер, они довольно быстро вращаются. Поворотные оси — уникальная схема управления. Несмотря на большой размер, они довольно быстро вращаются.
ГИДРАВЛИКА
Гидравлическая система машины унифицирована. Обычный резервуар с гидравлической жидкостью используется для тормозов, цилиндров наклона и цилиндров поворота. Всю эту экономию ведет даже не насос, а насосная станция Bosch Rexroth).
Когда наклонная платформа поднимается, рулевое управление отключается, и все гидравлическое масло подается на подъемник. Нецелесообразно перевозить большое количество масла для одновременного опрокидывания и маневрирования.
Гидравлическая система рулевого управления использует четыре гидроцилиндра, по два на каждую ось. Сначала передняя ось полностью поворачивается в крайнее положение, и только потом задняя ось начинает двигаться. С двумя «сложенными» осями радиус поворота составляет всего 19,8 м (в зависимости от площади основания внешнего колеса). Это общая длина более 20 метров!
По соотношению радиуса поворота к длине 450-тонный грузовик можно считать сверхманевренным транспортным средством. Однако для последующих образцов инженеры прорабатывают другую схему управления, которая обеспечит одновременное вращение двух мостов. Это улучшит маневренность и обеспечит эффективное перемещение тележки крабами.
В базовой комплектации есть и предпусковые подогреватели, которых тоже два – по числу дизелей.
Сколько стоит БелАЗ
таким образом установлено, что цена, по которой огромные карьерные самосвалы продаются клиентам, не разглашается. Поэтому можно говорить только о примерной стоимости. По некоторым данным, БелАЗ-75710 будет стоить не менее 10 миллионов долларов. Цена не маленькая, но один только электродвигатель Siemens MMT500 стоит более двух с половиной миллионов долларов. А цена одной шины составляет около 42 500 долларов.
Снизу видна и часть противопожарной защиты.
Этот блок называется УВТР — Блок вентиляции тормозного резистора; Этот блок называется УВТР — Блок вентиляции тормозного резистора.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
В моторный отсек не заглядывают: заходят внутрь. Вы можете войти внутрь. Ощущения необычные, как у героя рассказа Эдуарда Успенского «Поручители», побывавшего в недрах холодильника и часов.
На БелАЗ-75710 два мощных двигателя MTU DD16 V4000 вращают два огромных генератора, а электричество передается на полный привод. Требуемая мощность может вырабатываться двигателем — они есть, но нет подходящих генераторов, способных генерировать столько энергии самостоятельно. Поэтому мы решили использовать два дизельных двигателя и два электрогенератора с общей электрической панелью.
Пустой самосвал приводится в движение дизельным двигателем, а груженый — вторым. Для равномерного износа левый и правый дизельные двигатели включаются поочередно на холостом ходу.
Электропривод выбрал один из двух производителей: российский холдинг «Силовые машины» и немецкий Siemens. Отечественный производитель был готов создать необходимый агрегат только в 2016 году, что не устраивало заказчика. Подразделение Siemens Power Engineering изготовило не только преобразователь частоты, но и систему управления для него.
В первую очередь она реагирует на повышение температуры в моторных отсеках, но датчики также стоят и внутри колёс, рядом с тяговыми электродвигателями.
На БЕЛАЗе установлены два топливных бака по 2 500 литров каждый. Удельный расход топлива – 198 г/кВт*ч.
К бачкам для обслуживания топливной системы ведет отдельная лестница — их видно сбоку. Каким бы крутым ни был этот самосвал, фильтры нужно периодически менять и доливать, а без лестницы ничего не обойтись.
Один из интереснейших механизмов – это, пожалуй, ходовая часть самосвала. Строго говоря, она тут зависимая пневмогидравлическая со встроенным гидравлическим амортизатором.
Рабочее место водителя БелАЗ-75710 проще, чем Mercedes S-Class, но вы не устанете. Сиденье со всеми регулировками, климат-контролем и хорошей звуковой системой. Рабочее место водителя БелАЗ-75710 проще, чем в Mercedes S-Class, но вы не устанете. Сиденье со всеми регулировками, кондиционером и хорошей аудиосистемой.
Первое, от чего танцевали разработчики гиганта, — покрышки! Их несущая способность определяет все остальное. На БелАЗ-75710 установлено восемь шин Bridgestone гигантского размера 59 / 80R63. Они самые большие в мире. Одна из этих покрышек весит 5,5 тонны!
Так инженеры выбрали схему управления. Для мастодонтов, даже с двускатной передней шиной, традиционный рисунок с передними поворотными колесами не подходит. Вариантов всего два: шарнирно-сочлененная рама и поворотные оси. В первом случае сустав должен подвергнуться адским нагрузкам, и шарнир вырастет до невероятных размеров. Поэтому начали работать по второй схеме.
В разрабатываемых карьерах существуют ограничения по размерам, связанные, в первую очередь, с шириной технологических дорог. Поскольку БелАЗ-75710 должен был передвигаться по бездорожью, заточенному под «компактные» самосвалы массой 360, 320 и 220 тонн, требования заказчика к радиусу поворота были очень жесткими.
Конструкцию поворотной оси разработчики называют «перевернутым экскаватором». В экскаваторе неподвижна рама и вращается корпус, в БелАЗе кузов остается неподвижным, а мосты, расположенные под шасси, вращаются.
Особенности эксплуатации самого большого БелАЗа
Сказать, что купить БелАЗ легко, например, грузовик Вольво, УРАЛ или Краз, не получится. Поскольку БелАЗ рассчитан на очень узкопрофильные задачи, контракт на закупку, поставку, изготовление большого самосвала — явление не частое и не поддается широкой огласке.
Покупатель не сможет прийти в автосалон и купить там БелАЗ; человек не сможет купить гиганта и забрать его домой или на дачу. Во-первых, нужны специальные дороги, так называемые карьерные дороги, шириной более 20 метров. Во-вторых, заказ на БелАЗ делается заранее, самосвал доставляется в разобранном виде и собирается на месте.
Поскольку более мощного и тяжелого транспорта нет, то по иронии судьбы только БелАЗ способен перевезти БелАЗ.
Цена 450-тонного монстра колеблется от 9 до 10 миллионов долларов США, доставка комплекта новых шин может обойтись в 1000000 долларов. Это дорого? Это зависит от задач, поставленных перед компанией. Законы рынка горного оборудования, обилие повторных и двойных контрактов, тройных закупок могут означать только одно: БелАЗ выгоден для масштабных работ в карьерах и горных равнинах.
БелАЗ — самый крупный самосвал. Для его обслуживания необходимо подготовить неиссякаемый запас топлива, масла, гидравлической жидкости (1300 литров на 100 километров — расход не в удовольствие!). Также необходимо правильно подготовить дороги для эффективного использования этой машины, ведь самосвал может двигаться со скоростью до 60 километров в час и работать 10 часов в день. Следует помнить о широте карьерного роста, радиусе разворота, уровне подготовки персонала и безопасных условиях труда.
Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости самосвал почти не кренится под нагрузкой, сохраняя высокую плавность хода. Внутри гигантских амортизаторов, которые видны на фотографиях, азот и масло.
И еще одну особенность заметят только самые внимательные: передний и задний мосты абсолютно одинаковые. Возникает вопрос: как поворачивается эта махина? Тут не было ни штифтов, ни шарикоподшипников… Да потому что на БЕЛАЗ-75710 оба моста управляемые. Два цилиндра здесь играют роль своеобразных рулевых тяг (преувеличены, конечно, но понятно), а в остальном рулевое управление почти традиционное, гидростатическое, с обычной рулевой колонкой в салоне. Кстати, в конструкции предусмотрено наличие пневмогидроаккумуляторов — это требования безопасности.
о шинах этого самосвала невозможно не сказать пару добрых слов. Размер шин — 59 / 80R63. Сейчас его основным поставщиком является Bridgestone. Для более легких автомобилей выбор производителя не так прост, хотя и весьма ограничен. На самом деле инженеры белорусского холдинга могут построить еще более безумную машину, все ограничивается только покрышками и… здравым смыслом, наверное. В общем, не дай бог лишний раз перегрузить эти колеса, поэтому разработчики постарались сделать тяговые двигатели таким образом, чтобы их ремонт и обслуживание можно было проводить без снятия колес. Это очень важно, особенно для тех, кто будет использовать эти самосвалы. Снять колесо без крана невозможно, да и любая такая простая операция стоит больших денег.
Теперь поднимемся на палубу – именно так называют площадку на «втором этаже» рядом с кабиной водителя (водителя, кстати, тут называют оператором, хотя сути дела это не меняет).
Сборка
При создании БелАЗ-75710 никто не пытался сделать эту машину меньше и компактнее, поэтому все детали расставлены максимально точно и правильно установлены. Например, два основных двигателя расположены поперечно. Всего получено около 5 тысяч лошадей.
Два двигателя, установленные в автомобиле, имеют объем по 65 литров каждый. Они необходимы для того, чтобы генераторы работали без помех и генерировали ток для электродвигателя. Дизели необходимы для правильного функционирования гидравлической системы. У каждого двигателя свой генератор. Большинство систем, гарантирующих работу и функциональность двигателей, относятся к независимому типу.
Водители иногда сообщают, что устройство может работать только на одном двигателе для максимальной экономии топлива. В результате при необходимости запускается второй дизель. Не стоит верить этой информации. В принципе, такая схема работы вполне вероятна даже при таких габаритах БелАЗа, но на заводе она не была реализована. Однако в планах есть такая реализация.
Генераторы предназначены для выработки тока для электродвигателей, находящихся внутри колес. Многие профессиональные водители знают, что комбинация этих генераторов и двигателей называется двигательной установкой. Однако его производит не белорусский завод, а компания Siemens. Каждый электродвигатель автомобиля БелАЗ получил мощность 1600 лошадиных сил, поэтому общая мощность составляет 6520 л. С. Этот тип трансмиссии называется электромеханической.
Также на палубе находится шкаф управления мощностью.
Поворачиваем… мостами
Очевидно, что БЕЛАЗ-75710 не может поворачиваться, как обычный автомобиль, с рулевой рейкой и другими элементами рулевого механизма. При этом в его конструкции реализован иной принцип, чем в статье 75501.
На уровне карьерных самосвалов грузоподъемностью 360 тонн расположены два поворотных моста, обеспечивающих радиус поворота 19,8 метра. То есть сам кузов остается на месте, а сами оси подвижны. На каждую ось по два гидроцилиндра. Сначала полностью поверните переднюю часть, затем заднюю.
Всё выше и выше и выше!..
Конечно, пришлось подниматься по трапу в кабине грузовика. Но так, что два пролета и площадка между ними — это, конечно, впервые.
На 450-тонной лодке конструкторам удалось сохранить знаменитую Белазовскую мягкость хода, а на 450-тонной лодке конструкторам удалось сохранить знаменитую Белазовскую мягкость хода.
ВЫГОДНО
Оправдывают ли себя эти супер грузовики? Да, один 450-тонный грузовик намного дешевле, чем два 220-тонных.
Цены на такие автомобили никогда не объявляются. Мы можем работать только с косвенными данными. Например, в прайс-листе США шина Bridgestone 59 / 80R63 стоит 40 000 долларов. Говорят, пока эти шины прибывают в сибирские карьеры, их цена поднимается до 100 тысяч. Таким образом, один комплект шин для БелАЗ-75710 может стоить около миллиона долларов.
Стоимость двигателя Siemens составляет около 3 миллионов долларов. Плюс остальное железо, доставка, сборка… Одним словом, дорого.
За такие деньги впрыскивают машины на троих. Смена БелАЗа на карьере длится 23 часа в сутки. На заправку и смену водителей уходит час.
Ни одного образца БелАЗ-75710 точно не останется. Контракт предусматривает поставку большего количества машин. Второй экземпляр уже собирается в Жодино и должен стать лучше первого.
Белорусский автомобильный завод задумался о схеме управления с двумя поворотными осями на восьми шинах в начале 1970-х годов. Затем на узлах 42-тонного грузовика был построен экспериментальный «мобильный стенд» 1, на котором некоторые идеи были испытаны впервые.
В 1977 году схема была испытана на более тяжелой опытной машине. БелАЗ-7520 2 с поворотной осью весом 110 тонн оказался завышенным. Идея поворотных мостов была отправлена в архив, чтобы через три с половиной десятилетия возродить в новом качестве. Первым коммерческим суперкаром на восьми шинах стал 280-тонный БелАЗ-75501 3, собранный в 1990 году. Изготовлен всего один экземпляр. Он оставался рекордсменом по грузоподъемности среди БелАЗов на протяжении 15 лет.
В 2005 году, когда было освоено производство шин 55 / 80R63, родился 320-тонный БелАЗ-75600 с шестью такими колесами.
Как только производители шин усилили свой продукт, доведя размер шин до 59 / 80R63, 320-тонный грузовик превратился в 360-тонный грузовик 4. Произошло это в 2010 году. БелАЗ-75710 (450 тонн) построен на тех же шинах. Эти колеса производят только Michelin и Bridgestone».
Следующий большой скачок в производительности карьерных самосвалов зависит от шинной промышленности.
ПЛЮС: более низкая стоимость перевозки тонны камня
МИНУСЫ: количество карьеров, которые могут принять самосвал такого размера, считается по пальцам
БелАЗ‑75710 — самый большой грузовик планеты и флагман мировой карьерной флотилии, уже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Представили великана год назад, затем его испытывали, а в августе нынешнего года он стал возить уголь в Кузбассе — в гигантском карьере «Черниговец».
БелАЗ-75710: силачи выходят на арену БелАЗ-75710: силачи выходят на арену
Странно, но именно тут, на ступеньках, размеры ощущаются больше всего. На площадке идём вдоль восьми круглых элементов, которые ошибочно издали можно принять за закрытые какими-то заглушками фары.
На самом деле, это воздушные фильтры.
Пройдя их, поднимаемся на второй пандус и оказываемся на мосту.
Максимальная скорость и расход горючего
Крейсерская скорость БелАЗа — рекордные 67,2 км / ч. Средний расход топлива (дизель) БелАЗ-75710 составляет 1320 литров на 100 км.
Металлический шкаф, как ни странно, так шкафом и называется – силовым шкафом управления. Тут спрятан «мозг» электрики, самой главной её части – электромеханической трансмиссии.
Сколько весит БелАЗ
Самый большой БелАЗ-75710 весит 362 тонны. Полная масса с максимальной загрузкой 905 тонн, грузоподъемность 450 тонн. Высота колеса БелАЗа — 4 метра. Его собратья, грузовики 7555, 75306 и 75131 модификаций, имеют более скромные показатели для сравнения: грузоподъемность 55, 130, 200 и 220 тонн.
Слева от шкафа – уже упомянутая система принудительного воздушного охлаждения тормозных резисторов.
Технические характеристики
Какой бы параметр у БелАЗ-75710 мы ни возьмем, он будет просто огромным. Этот автомобиль имеет на борту 5600 литров дизельного топлива, 538 литров моторного масла и 1800 литров гидравлической жидкости. Его длина 20,6 м, ширина 9,750 м, высота 8,17 м, без груза он весит 360 тонн, а для обслуживания топливной системы специалисты завода предусмотрели специальные лестницы, ведущие к размещенным по бокам резервуарам.
Такой большой автомобиль часто требует дозаправки и замены фильтра. Примечательно, что на месте 2-х пролетной лестницы, ведущей в салон, есть 8 круглых элементов, которые многие называют фарами. Однако это воздушные фильтры, а фары находятся внизу салона и имеют квадратную форму.
Как выяснилось, высота БелАЗа просто огромна, поэтому лучше использовать машину на открытой местности. Для сравнения: высота БелАЗ-75131 составляет 5,9 метра, поэтому он может выглядеть как небольшая машина, но это только на первый взгляд. А высота БелАЗ-7555 составляет 4,56 метра (для модификации 7555Б).
Рама
По шасси крупнейшего в мире самосвала оно кардинально отличается от традиционной «лестницы» стандартных грузовиков. Помимо того, что все карьерные самосвалы имеют разную форму рамы, требовалось найти оригинальное технологическое решение для БелАЗ-75710. Рама получила 2 мощных шарнирных элемента, на которых вращаются огромные рулевые мосты.
Петли получили уникальные подшипники диаметром 2,75 м! Сам каркас изготовлен из кессонного профиля, применяемого в судостроении. В нем используется особо прочная сталь шведского производства (Weldox-800). Такой металл просто не под силу многим металлообрабатывающим станкам.
По этой причине белорусы заказали шведской компании не листы металла, а уже вырезанные по белорусским чертежам заготовки. Если взять раму БелАЗ-75131, то она сварная и изготовлена из низколегированной стали особой прочности. В местах максимальной нагрузки используются сварные элементы.
Двигатель и трансмиссия
У карьерного самосвала просто нет капота. Понятно, что при создании БелАЗ-75710 конструкторы не боролись за сантиметры свободного пространства, как это бывает при создании обычного автомобиля. «Сердцем» БелАЗа являются 2 монументальных дизеля «MTU Detroit Diesel 16V4000», установленных поперечно. Каждый из них генерирует 2332 «лошадиных силы» (1715 кВт).
Всего мощность составляет 4664 лошадиных силы. Их объем 65 литров. Однако такие моторы здесь нужны для вращения вала-шестерни. Они нужны для бесперебойной выработки электроэнергии. Что касается КПП, то на БелАЗ-75710 она отсутствует, а тяговые электродвигатели приводят в движение такой самосвал.
Исходя из этого, дизельные двигатели обеспечивают работу 2-х генераторов, вырабатывающих ток для тяговых электродвигателей и гидравлических систем карьерного самосвала БелАЗ 73710. Как и в БелАЗ-7555 или БелАЗ-75131 и более новых моделях, он используется принцип обогрева в самом большом самосвале днища погрузочной платформы за счет выхлопных газов.
Если говорить о тяговых электродвигателях марки 1TB3026-0G-03, всего их 4, и они расположены внутри ступиц колес. Иначе их называют «электрические колесные моторы». Поскольку каждый из них имеет мощность 1200 кВт или 1630 «лошадиных сил», их общая мощность равна 6520 л.с.! Пара генераторов и 4 электродвигателя относятся к тяговым агрегатам.
Хотя у БелАЗа есть тяговые агрегаты немецкой компании Siemens (MMT500), в ближайшее время белорусы захотят освоить производство аналогичных электродвигателей на петербургском предприятии «Силовые машины», которое уже выпускает моторы для белорусских автомобилей, но с меньшей грузоподъемностью. В целом такая система называется электромеханической трансмиссией. В дополнение к этому, он также имеет шкаф управления мощностью и тормозную систему UVTR.
Тормозная система
Каждое колесо БелАЗ-75710 имеет двухдисковые тормоза с гидравлическим приводом. Однако когда машина загружена, ее общий вес превышает 800 тонн, так что этого недостаточно. Для этого белорусы оснастили машину другой тормозной системой — электродинамической.
Торможение осуществляется с помощью упомянутого выше колесного электродвигателя, который толкает самосвал вперед. При срабатывании электродинамической тормозной системы выделяется много тепла, которое необходимо отвести. Для отвода тепла инженеры предусмотрели систему принудительного воздушного охлаждения тормозных резисторов.
Ходовая часть и рулевое управление карьерной машины
Автомобиль «ходовка» получил зависимую пневмогидравлическую систему, в которой есть встроенный гидроамортизатор. БелАЗ-75710 не имеет шкворней, шаровых опор. Шасси получило одинаковые передний и задний мосты. На самом деле у машины две управляемые оси, передняя и задняя.
2 цилиндра используются как рулевые тяги. Остальные элементы здесь аналогичны базовой справочной системе. Машина серийно оснащена гидростатическим управлением с рулевым колесом в кабине.
Несмотря на то, что огромный грузовик имеет большие размеры, он оказался довольно маневренным. Его радиус поворота составляет всего 45 м. Поэтому, учитывая его габариты, автомобиль еще можно назвать сверхманевренным самосвалом.
Гидравлическая часть карьерного самосвала
Самосвал Беларус может похвастаться интегрированной гидравлической системой с общим баком для гидравлической жидкости. Он предназначен для тормозов, цилиндров наклона и цилиндров поворота. Для этих работ специалисты поставили мощную насосную станцию Rexroth производства Bosch.
Гидравлическая система рулевого управления имеет 4 гидроцилиндра (по 2 на каждую ось). Вначале разворот осуществляется с помощью передней оси, и только потом в действие вступает задняя ось. Если две оси «сложить», радиус поворота составляет всего 19,8 м. Это довольно неплохие показатели, особенно если вспомнить длину машины — более 20 метров. И грузоподъемность БелАЗа на это никак не влияет.
При подъеме 450-тонной самосвальной платформы БЕЛАЗ рулевое управление будет отключено для использования всего поднимающегося объема масла. При создании БелАЗ-75710 инженеры решили не оснащать машину огромным объемом масла, чтобы самосвал сразу же переворачивался и маневрировал.
Вместе с рамой грузовая платформа соединяется с помощью специальных страховочных тросов, предназначенных для предотвращения внезапного опускания тяжелого кузова в случае отказа гидравлической системы.
Расход топлива
Если говорить о расходе топлива БелАЗ 75710, то он очень большой. Максимум такой заряженный автомобиль потребляет около 470 литров дизельного топлива в час. Если самосвал пустой, этот показатель будет в несколько раз меньше. Несмотря на огромный расход топлива, использование карьерного самосвала большего размера будет более выгодным вариантом, чем одновременное использование 2-3 самосвалов с меньшей грузоподъемностью.
Системы безопасности
В Интернете очень много фотографий, на которых водители стоят, а рядом — перевернувшиеся в карьере грузовики БелАЗ разных марок. Чтобы повысить безопасность самого большого карьерного самосвала в мире, белорусские инженеры оснастили его первым стабилизатором поперечной устойчивости. Благодаря ему БелАЗ-75710 защищен от бокового опрокидывания и обеспечивает плавный ход.
Помимо этого, в «Белорусском» есть система кругового видеообзора. Помимо камер, каждая из 4 сторон огромного грузовика оснащена датчиками движения, специальными радарами, фиксирующими приближение человека к транспортному средству. По этой причине, когда человек случайно окажется рядом или под самосвалом, водитель будет проинформирован.
С каждой стороны БелАЗ-75710 также могут похвастаться индикаторы электронных весов, которые хорошо видны экскаватору. Последний в «живом» режиме видит и знает, сколько тонн породы уже загружено в кузов. Кроме того, автомобиль получил систему безопасности на случай выхода из строя рулевой гидравлики. Эта система оснащена пневматическими гидроаккумуляторами рулевого управления, которые обеспечивают необходимое давление для легкого выезда с дороги, перехода в безопасное место и остановки. Всего в машине 6 таких установок.
Устройство кабины
Если говорить о кабине самого большого грузовика в мире, она выглядит как кабина океанского лайнера. Это видно с высоты, по богатому расположению различных органов управления, приборов и датчиков. Есть все необходимое для безопасной эксплуатации БелАЗ-75710 в штатном режиме.
интересно, что верхняя палуба карьерного самосвала, на которой есть кабина, называется мостом.
Что касается уровня комфорта водителя, то он соответствует европейским стандартам. Вопрос о повреждении здоровья водителя во время работы даже не поднимается. Понятно, что до легкового Мерседеса это далеко, но все необходимое для комфортной работы есть. Сиденье получило все регулировки, салон оборудован климат-контролем, а также современной аудиосистемой. По центру — 3-спицевый руль, за ним торпеда БелАЗа.
Разгон и ресурс
Поскольку у грузовика электромеханическая трансмиссия, он без труда разгоняется, потому что практически нет ничего, что могло бы выйти из строя. Нет трения деталей, поэтому износ сведен к минимуму. Судя по отзывам владельцев, такие самосвалы могут преодолеть карьер более 900 тысяч километров.
На самом деле большинство БелАЗов «прокатили» более миллиона км. Но на самом деле, как заявляет сам производитель, ресурс этой машины исчисляется в моточасах, а не в километрах. Максимально допустимая скорость БелАЗ-75710 — 64 километра в час.
Прямо за кабиной расположились части объединённой гидравлической системы (рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма).
И почти в центре одеяла, прямо с его поверхности появляется еще один контейнер. Это «верх» расширительного бачка. Система охлаждения устроена таким образом, что бак не может стоять ни под одним из ее элементов, поэтому он установлен так высоко.
На задней стенке кабины радиаторы и вентиляторы кондиционера кабины. Зеркала заднего вида, которые издали кажутся маленькими, оказываются ненамного меньше тех, что висят у меня дома в коридоре. Поговорим конкретно о левом зеркале, правое оно намного меньше. Пройдя по мосту, наслаждаясь собственной незначительностью и габаритами грузовика, открываем дверь кабины.
Дверцы открываются против хода движения. В этом есть определённый смысл: так удобнее садиться на место водителя, да и пассажира тоже.
ИТАК, РАССМАТРИВАЕМ ПАНЕЛЬ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ.
Вроде бы все достаточно стандартно, но есть определенный диссонанс: как могут сосуществовать «коробочный» селектор и три педали на полу? Во-первых, помните, что КПП здесь в принципе нет. Ящика нет, но есть селектор — нужно как-то задавать направление движения. Справа от него находится орган управления телом.
Так почему третья педаль? А это еще одна педаль тормоза. В центре, как и положено, обычная педаль гидравлического тормоза и вместо рычага сцепления педаль электродинамического тормоза. Я бы, конечно, на все это напирал, но нельзя — даже с категорией нагрузки «С» без специального сертификата оператора БЕЛАЗа этому самосвалу ездить никто не даст, ни представители завода, ни инстинкт хранения. Поэтому мы горько вздыхаем и смотрим дальше.
Рулевое колесо обычное, да и подрулевые переключатели точно такие же, как на тысячах других машин, даже обидно. Но, конечно, удобно: чем интуитивно понятнее управление, тем лучше.
Замок с ключом слева от руля нужен для управления всеми осветительными приборами БЕЛАЗ. Кстати, вы заметили, что у нашего самосвала нет фар? Да, они и вовсе не заводские: чтобы машину после осмотра доставить заказчику, ее еще нужно разобрать, поэтому оптику нет смысла прикреплять. Проверяется при сборке и сразу снимается.
С помощью кнопок справа оператор управляет трансмиссией, дизельными двигателями, обогревом стекол и стеклоочистителем. Существует также центральное отопление и кондиционер. Где инструменты?
Начнем с того, что даже при всем желании, ястребином зрении и умении поворачивать голову на 360 градусов все равно разглядеть размеры самосвала невозможно. А загонять этого монстра в другое транспортное средство или препятствие (в первую очередь, для других транспортных средств и препятствий) опасно, поэтому БЕЛАЗ-75710 оборудован системой охранной сигнализации и видеонаблюдения за высоковольтной линией. Вся информация и изображение видеообзора отображаются на центральном экране. То есть в БЕЛАЗе нет обычных компараторов, они им просто не нужны.
В целом, салон выглядит не слишком богато, а используемые материалы совсем не изысканны. Но зачем самосвалу кожа, дерево или хотя бы мягкий пластик? Ему чужды все это мещанство, как пролетарий — канарейка в клетке.
Моторный отсек вошел как дом. Техническое обслуживание электростанций минимально. Заявленному ресурсу около десяти лет, подкапотное пространство похоже на дом. Техническое обслуживание электростанций минимально. Заявленному ресурсу около десяти лет.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Огромные машины иногда попадают в аварии и даже переворачиваются — все происходит в карьерах. Впервые на карьерном самосвале для предотвращения опрокидывания подвески 450-тонного грузовика был применен стабилизатор поперечной устойчивости — уникальное решение.
Мы установили систему кругового видеообзора. Но кроме видеокамер БелАЗ-75710 на него с четырех сторон вешают специальные радары, реагирующие на человека. Да да! Если кто-то решит погулять под самосвалом, водитель узнает.
Установлены на БелАЗ-75710 и электронные весы, индикаторы которых установлены по бокам. Экскаватор смотрит на них и видит, сколько он бросил в ящик.
Есть страховка на случай выхода из строя рулевой гидравлики. Гидравлические гидроаккумуляторы рулевого управления. В них достаточно давления, чтобы съехать с дороги и уступить место другим машинам.