Расстояние между остановками в городе: нормы для общественного транспорта, ГОСТ для автобусных стоянок, СНиП (СП) в населенных пунктах

Классификация автомобильных дорог по категориям

Расстояние между двумя остановками общественного транспорта зависит от загруженности проезжей части. Степень загруженности и категория дороги определяются по ГОСТ Р 52398-2005.

На остановке
Посадка пассажиров

Ниже мы приводим сводную таблицу нормативного документа.

Категория Количество полос движения (обе стороны) Ширина полосы движения (м) Центральный сепаратор Загруженность (авто в сутки)
1 от 4 3,75 Необходимо от 14 000
2 от 2 до 4 3,5–3,75 Не требуется от 6000
3 2 3.5 Ненужный от 2000 до 6000
4 2 3 Ненужный с 200 до 2000
5 1 с 4.5 Ненужный до 200

Автобусы дальнего следования курсируют по дорогам 1-3 категории. Общественный транспорт связывает далекие населенные пункты. Последний автовокзал находится в городе. Промежуточные заезды разрешены в городах и селах для организации трансферов. Как правило, такие конкурсы краткосрочные.

Улицы 4-5 категорий расположены на территории городов.

Рядом с ними курсируют местные автобусы, трамваи, троллейбусы. Пути могут быть петлями и петлями. Несколько автобусных остановок разных маршрутов могут находиться недалеко друг от друга.

Дистанция между остановочными пунктами на дорогах

Расстояние от одной остановки до другой устанавливается ОСТ 218.1.002-2003, стандартами СНиП 2.07.01-89 и СП 42.13330.2016. Правила, установленные ОСТ между остановками для автодорог разных категорий, приведены в таблице ниже.

Категория Минимальное расстояние (м) Максимальное расстояние (м) Радиус кривой (м)
1-3 3000 (в густонаселенных районах — 1500) 5000 1-2: 1000
3: 600
4-5 Не ограничен 600 400

Перечисленные выше СНиП и СП устанавливают дополнительные ограничения на расположение остановок в городах и поселках. Мы рассмотрим эти ограничения в соответствующем разделе статьи.

Расстояние между станциями в городе: нормы

Коммунальные сети обязаны соблюдать требования по устройству городских коммуникаций, устройству дорог, шоссе, бордюров и благоустройству территории. Расстояние между остановками транспортных средств, перевозящих пассажиров на земле и в метро, ​​разное.

Нормативные требования СНиП (2.07.01-89):

  • автобусы, троллейбусы, трамваи — от 400 до 600 метров;
  • метро — от 1 км до 1,2 км;
  • скоростной автобус, скоростной трамвай — от 800 метров до 1,2 км;
  • электрифицированные железные дороги — от 1,5 до 2 км.

На пересадочных станциях интервал движения должен составлять 3 минуты. Время не зависит от количества людей, ожидающих автобус на платформе посадки.

Посадочная платформа
Расположение посадочной площадки на городских магистралях

Все элементы связи станций пересадки, места высадки пассажиров перед станциями метро рассчитываются исходя из плотности движения.

В среднем это:

  • 1 человек на квадратный метр при левостороннем движении;
  • 0,8 человека на 1 м2, столкнувшись с транспортным потоком;
  • 0,5 человека на 1 м2 при строительстве распределительных точек;
  • 0,3 человека на 1 м2 на центральном и конечном пересечении, что относится к городскому скоростному транспорту.

Расстояние между автобусными остановками

Расстановка мест для посадки и высадки пассажиров осуществляется только при необходимости. Это касается как одиночных, так и комбинированных остановок (используется для автобусных и троллейбусных линий).

Индивидуальные автобусные комплексы строятся, если трафик на вокзале не превышает 30 единиц в час. Комбинированный — когда остановка предназначена для обслуживания нескольких автобусных маршрутов. Если частота движения автобусов и троллейбусов превышает 30 единиц в час, строители должны разделить платформы.

Расстояние между ними должно быть не менее 10 метров.

Основные требования к размещению:

  • установка на перекрестках;
  • расстояние от пешеходного перехода не менее 5 метров, а от перекрестка до места приземления — 20 метров.

Из этих правил есть исключения:

  1. можно построить автобусную и троллейбусную станцию ​​перед перекрестком, если у вас есть выход на подземный переход или рядом есть значимое сооружение, генерирующее поток пассажиров.
  2. Пропускная способность дороги или дороги больше, чем пропускная способность перекрестка.
  3. Въезды на эстакаду, туннель или мост делают за перекрестком. Расстояние от места приземления до перекрестка должно быть не менее 20 метров.

Расстояние между автобусными остановками в соответствии с правовыми нормами зависит от многих факторов, без которых невозможно обеспечить безопасность пассажиров и водителей транспортных средств.

Расстояние между троллейбусными станциями

Применяются те же правила и положения, что и для автобусных и трамвайных остановок. Расстояние между пассажирскими платформами не должно превышать 600 метров.

Остановки в городе
Правила расположения посадочных комплексов в городе

Расположение и расстояние между остановками в населенных пунктах

Расположение посадочных площадок зависит от того, изменится ширина дороги или нет. Если дорога расширяется, образуются так называемые «карманы». Они отделены от остальной дороги бордюром или другими запрещающими знаками. Он может быть открытым или общим.

Ширина «кармана» определяется тем же параметром, что и полоса, но не должна быть меньше 3,5 метров (иногда может уменьшаться до 3 м) с учетом разделения и технических полос между тротуаром, зелеными насаждениями, проезд на одной остановке, проезжая часть.

Остановить с карманом
Расположение автобусной остановки рядом с «карманом»

Длина переходного участка разная:

  • у входа в автобусную остановку — 20 метров;
  • на выходе — 15 метров;
  • при ограниченных условиях допускается длина до 10 метров.

Трамвайные комплексы расположены до перекрестков городских улиц и улиц перед пешеходными переходами. Расстояние — не менее 5 м.

Согласно региональным нормам, действующим в каждом городе, строители и городские власти должны соблюдать требования к расстоянию между остановками общественного транспорта, а также обеспечивать безопасную прогулку пассажиров к посадочным площадкам.

Зона запрета остановок транспорта рядом с остановкой
Зона, где стоянка автотранспорта запрещена

Таблица 1. Расстояние по ГОСТ от остановок наземного транспорта

Где Стоя
С работы или дома не более 0,4 км
Из больниц, поликлиник, поликлиник и других социальных служб для населения не более 0,15 км
От центральных входов в зоны отдыха и спорта не более 0,8 км
Отдельные жилые кварталы до 0,6 км

Расстояние от дорожных элементов до посадочных площадок

Площадки для пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев можно размещать не только на пересечении дорог. Правила позволяют оборудовать точки на путях, что связано с большим пассажиропотоком или удаленным расположением перекрестков. Автобусные платформы размещаются перед перекрестком, для трамваев — за ним.

Пассажиры, пользующиеся общественным транспортом, должны быть в безопасности во время посадки и отправления.

Поэтому в СНиП включены требования, обеспечивающие комфорт граждан:

  1. При подъезде автобусов, троллейбусов к автовокзалу, не меняя направления и не свернув налево, минимальное расстояние от комплекса до перекрестка — 25 метров.
  2. При повороте направо или остановке на перекрестке — не менее 40 метров.
  3. Платформа для пассажиров трамвая находится на расстоянии не менее 3 метров, но только если она оборудована перед переездом. Если он находится на подземном переходе, не менее 5 м от перекрестка.
  4. На перекрестке — 3-5 метров, за пешеходным переходом — не ближе 5 метров при отсутствии пешеходных переходов.

Расстояние между знаками остановки троллейбуса рассчитывается по формуле: общая длина тротуара + 3 метра. Для автобуса этот стандарт составляет 40 метров.

Другие требования:

  1. Остановки устанавливаются с учетом интервала и маршрута транспорта по направлению движения.
  2. Терминалы и станции имеют отдельные посадочные комплексы для каждого вида транспорта.
  3. Площадки для посадки и высадки с минимум двумя удаленными выходами на эти точки должны быть созданы вблизи стадионов, крупных предприятий и общественных зон отдыха.

Транспортная остановка возле остановочного комплекса
Автомобили могут останавливаться только на расстоянии 1,5 м от посадочной площадки

Прочие нормативы по расположению остановок

Остальные точки расположены на земельном участке с уклоном не более 20% по горизонтали и 40% по вертикали. Невозможно разместить беседки:

  • в местах с плохой видимостью дороги;
  • в районах с травматизмом до 0,7;
  • на участках с коэффициентом безопасности движения до 20;
  • в местах, где высота насыпи до 150 см;
  • на равнинах: возможно затопление территории, образование снежных заносов.

В городе
Общественный транспорт

Место остановки должно находиться на расстоянии не менее 250 метров от железнодорожного переезда. Допускается совмещать зону ожидания и автостоянку, автобусную стоянку. Так что парковка находится за павильоном.

Расстояние до пешеходного перехода

На автомагистралях 1 категории можно делать только наземные или подземные переходы. На трассе от павильона до перекрестка необходимо установить ограждение, ограничивающее проезжую часть. Длина забора на остановке: не менее 100 м.

Вам также следует учитывать:

  1. Расстояние от остановки до перекрестка: не более 500 м.
  2. В районах индивидуальной жилой застройки крупных городов: до 600 м.
  3. В районах индивидуальной жилой застройки средних и малых поселений: до 800 м.
  4. В регионах с неблагоприятными климатическими условиями: не более 400 м.

Типовой эскиз
Эскиз

Пешеходные переходы разрешены на дорогах 2-5 категорий. Вместо пешеходного перехода на дорогах 2-4 категорий ставится светофор. Ширина тротуара на перекрестке: не менее 150 см. Дорожку перед переходом можно огородить или оставить без ограды.

Павильоны для ожидания

Наличие или отсутствие внутренних комплексов обусловлено следующими факторами:

  1. На маршрутах 1-2 групп необходимо установить беседки, чтобы водители могли быстро их видеть издалека.
  2. На улицах 3-й группы можно не устанавливать павильоны, где происходит только высадка.
  3. На дорогах, состоящих из 4-х групп, можно установить павильон на несколько соседних остановок.

Расстояние между остановками в городе по нормам и ГОСТу

На дорогах 1-3 категории остановки разнонаправленных направлений расположены вплотную друг к другу. Две остановки разделены пешеходным переходом. Сдвигов между остановками нет. Такое решение удобно как пассажирам, так и автомобилистам, едущим по трассе.

Парк в городе
Недалеко от дороги

В городах остановки в противоположных направлениях можно устанавливать только со смещением. Расстояние между зонами ожидания по разные стороны дороги должно быть не менее 30 метров.

Когда два автобуса прибывают одновременно, они не создают пробок и не закрывают обзор пешеходам и водителям. Это расстояние между станциями должно строго соблюдаться в соответствии с правилами.

В черте города автобусные остановки должны располагаться на удалении от:

  1. Въезд на территорию квартала или микрорайона: до 20 м.
  2. Ближайший переход через дорогу: до 500м.
  3. Объекты массового посещения (торговые центры, кинотеатры, музеи и др.): До 250 м.
  4. Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и др.): До 500 м.
  5. Поликлиники, больницы и другие медицинские учреждения: до 150 м.
  6. Въезд на территорию гаражного кооператива: до 30 м.
  7. Пункты пропуска в промзоне: не более 600 м (в средних и малых городах — не более 800 м).
  8. Главный вход в парк, общественную или спортивную зону отдыха: не более 800 м.

Исключением из общего правила являются автобусы экспресс-маршрутов. Они могут останавливаться с интервалом 800-1200 м.

Нормы для троллейбусов и трамваев

Устройство трамвайных и троллейбусных линий регламентируется СНиП 2.05.09-90. Согласно этому документу расстояние между двумя точками остановки не регламентируется.

Остановка в деревне
Зал ожидания в деревне

На практике для трамваев и троллейбусов используются нормативы, разработанные для автобусов: 400-600 м.

На маршрутах скоростного трамвая и экспресс-автобусов дальность действия увеличилась до 800–1200 метров.

Остановка троллейбуса в городе находится рядом с автобусной остановкой. Это экономичное решение для организации трансплантации. Среднее расстояние между 2 остановками на одном маршруте (статистика по Москве):

  • в центре города: до 250 м;
  • в густонаселенных городах: 250-350 м;
  • на окраине, в промзоне: 350-500 м.

Остановка городского трамвая должна находиться в центре проезжей части. Установка павильона в центре проезжей части не допускается. Посреди дороги могут быть острова для пассажиров, ожидающих перевозки. Внутренний павильон станции расположен только на тротуаре.

Трамвайная остановка
Трамвайная остановка

Станции метро

Ответ на вопрос, какое минимальное расстояние между станциями метро регламентируется СНиП. По нормам длина балки должна быть от 1000 до 2000 метров. Но в районах исторической застройки это правило может нарушаться.

В Москве минимальное расстояние между станциями метро составляет 496,8 метра, максимальное — 3 413 метров. Эта статистика не включает комбинированные станции в качестве пересадок.

Расположение станций метро выбирается с учетом развития города, интенсивности пассажиропотока и структуры территории.

Станции электричек

На железной дороге в черте города расстояние между двумя станциями должно быть 1500-2000 м. Расстояние от перрона до остановки общественного транспорта не должно превышать 150 м.

Какое расстояние между остановками общественного транспорта в городе по ГОСТу

Стандарты, принятые в России, одинаковы для всех городов, будь то Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Волгоград, Оренбург, Воронеж, Самара или Саратов. Места для монтажа остановок выбирает местная администрация.

Стекло и металл
Вариант из стекла и металла

При этом необходимо соблюдать норму: расстояние в городе между остановками общественного транспорта должно быть 400-600 метров. Это требование ГОСТа и СНиП (СП). Это правило касается трамвайных, троллейбусных и автобусных остановок в городе.

Расположение остановок в других странах регулируется местным законодательством. Расстояние между зонами ожидания общественного транспорта в западных странах регулируется разными стандартами. Они могут отличаться как для автобусных остановок, так и, например, для трамвайных остановок.

В странах СНГ есть аналогичные стандарты, разработанные советскими дизайнерами. Например, в Астане среднее расстояние 350-500 метров. Значение соответствует российскому стандарту, прописанному в ОСТ и СНиП.

Обустройство и дизайн остановочного пункта

Остановочный комплекс включает в себя следующие элементы:

  • зоны разгона и торможения автомобиля;
  • карман для припаркованного транспорта;
  • зона ожидания или крытый павильон;
  • прилегающая часть тротуара;
  • мусорный бак или контейнер;
  • пешеходный переход со светофором или без него;
  • система освещения (дорожные знаки);
  • система отвода дождевой воды;
  • информационные стенды или указатели с расписанием транспорта.

Типичная остановка
Типовой вариант

Ширина кармана для автобуса или троллейбуса равна ширине оставшихся полос. Длина зоны ожидания зависит от количества автомобилей, которые могут припарковаться одновременно. Если путь останавливается: 10 метров, два — 25 метров, три и более — 35 метров.

Высота тротуара

Высота зоны ожидания по отношению к дорожному покрытию: не менее 20 см. Проезжую часть необходимо отделить от зоны ожидания бордюром. Павильон не должен находиться менее чем в 3 метрах от проезжей части.

Благоустройство

Общественный туалет должен находиться не менее чем в 15 метрах от павильона. Фонари должны освещать не только зону ожидания, но и 100 метров проезжей части в обоих направлениях движения. Расстояние от велодорожки до павильона: до 150 см. Ширина пешеходной дорожки, ведущей к участку: 75 см.

Пешеходный переход
Подготовка пешеходного перехода для детей

Интерактивные табло

Автобусные остановки в Москве и других крупных мегаполисах иногда оснащаются интерактивным табло. Табло показывает, сколько времени осталось до прибытия на желаемый маршрут. Значение сбрасывается, когда общественный транспорт отходит от остановки.

Источники:

  • https://ProNormy.ru/stroitelstvo/uchastok/rasstoyanie-mezhdu-ostanovkami
  • https://Proekt-sam.ru/gradostroitelstvo/rasstoyanie-mezhdu-ostanovkami.html
Оцените статью
Блог по стандартам и нормам